Максим Сергеев (pilgrimminstrel) wrote in ru_teologia,
Максим Сергеев
pilgrimminstrel
ru_teologia

Categories:

Прометей раскованный

Оригинал взят у fr_hamlet в Прометей раскованный
(В продолжение космической и научно-фантастической тем)



Английский детский писатель Эдриан Ботт (cavalorn) предложил весьма интересную интерпретацию фильма Ридли Скотта "Прометей" (о котором я недавно тоже писал). В ней он опирается на интервью, данные режиссёром. И, что важно, сделанные Боттом выводы одобрены сценаристом фильма Дэймоном Линделофом. Т.е. они и впрямь недалеки от авторского замысла.   



Итак, соль в следующем. Центральным в фильме является древнейший мифологический образ "Жизнедателя с разверстой утробой", олицетворяющего собой жертвенность, готовность умереть, чтобы дать жизнь другим. Разные его вариации во множестве присутствуют в творении Ридли Скотта: во-первых - уже в самом его названии; далее - в начальной сцене "Посева жизни" на Земле; потом мы видим этот же сюжет на фреске в "зале с вазами" на планетоиде LV-223; он же отразился в актах самопожертвования, совершённых некоторыми персонажами; в сценах появления на свет прото-лицехвата и прото-ксеноморфа (в которых смысл этого образа уже перетекает в свою диалектическую противоположность); и т.д., и т.п.  


Фреска из "зала с вазами" на планетоиде LV-223

И, что, пожалуй, важнее всего, явные намёки на Жизнедателя с разверстой утробой видны в принадлежащем главной героине нательном крестике с Распятием, с которым в фильме связано очень многое, а также в том, что некое событие, в результате которого человечеству был вынесен сметртный приговор, произошло не когда нибудь, а именно около 2 тысяч лет назад...

И режиссёр фильма в одном из интервью признаётся, что под злодеянием, за которое земляне подлежат уничтожению, он имел в виду именно убийство Христа (но решил не высказывать эту мысль "в лоб"). Голгофским Крестом человеческий род сам на себе поставил жирный крест. Распятие Спасителя показало, что мы неисправимы, что мы - неудачный эксперимент наших "Создателей" ("Инженеров") - таинственной древней расы "Космических Жокеев" - и потому подлежим ликвидации (в рамках созданной авторами мифологии).


Погибший Космический Жокей (Инженер/Создатель) в скафандре, в кресле пилота (кадр из фильма "Чужой")

Космические Жокеи - они же Создатели (Инженеры) или Садовники - воплощение того самого принципа жертвенности, готовности умереть, чтобы дать жизнь другим, который олицетворён образом "Жизнедателя с разверстой утробой". Их антагонисты - Чужие (ксеноморфы), главный принцип которых - убивать других, чтобы жить самим, жертвовать другими ради себя. (Противостояние Жизнедателя и Жизнеотнимателя изображено на фреске в "зале с вазами" на планетоиде LV-223). И земляне в своём образе жизни стали всё больше и больше походить не на Создателей, а на Чужих. Возможно даже что именно люди невольно и породили кровожадных и хладнокровных убийц - ксеноморфов: негативная психческая энергия, излучаемая Землёй, привела к возникновению в глубинах Вселенной жутких существ" - "идеальных злодеев, воплощающих все самые отрицательные человеческие качества.   


Чужой (Ксеноморф)

И здесь мы подходим к теме загадочной чёрной жидкости, играющей важную роль в мифологии "Прометея". Чашу с этой субстанцией ритуально испил Создатель, принося себя в жертву ради зарождения жизни на Земле. Таким образом, именно она служила для Жизнедателей средством дарения жизни безжизненным планетам. Она же в огромных количествах хранилась в особых "вазах" на их базе на планетоиде LV-223. Но, по всей видимости, с нею же как-то связана и таинственная гибель всех, кроме одного, Космических Жокеев, некогда обитавших там. После этого события и до прилёта туда людей, она 2 тысячи лет оставалась иннертна. Не пробудило в ней активности и взаимодействие с нею робота-андроида Дэвида. А вот соприкосновение с людьми привело к тому, что чёрная жидкость активизировалась и начала плодить чудовищ: сначала безобидные земляные черви мутировали в хищных змей с отдельными свойствами Чужих, потом погибший астронавт превратился в зомби-убийцу с яростным темпераментом Чужого, и, наконец, на свет появились и сами Чужие... 


"Зал с вазами" на планетоиде LV-223

Итак, чёрная жидкость - это некая порождающая жизнь субстанция. Но какую именно форму жизни она порождает, напрямую зависит от того, под чьим воздействием находится. Т.е. носителями каких мыслей и чувств являются одушевлённые и разумные существа, входящие с ней в соприкосновение (не обязательно физическое). Пока она была под воздействием Создателей (Космических Жокеев), всё рождаемое ею было "добро зело" ("хорошо весьма"). Но потом она, по всей видимости, соприкоснулась с людьми, причём произошло это в евангельские времена, и в результате ею было произведено на свет нечто, убившее почти всех Жизнедателей на планетоиде LV-223. А когда до туда добрались земляне... см. фильм Ридли Скотта "Прометей", приквелл эпопеи о Чужих.           

Вот так. За подробностями - сюда: Prometheus Unbound: What The Movie Was Actually About.



Ещё раз повторю, что такая интерпретация, данная уважаемым cavalorn, основана на интервью с режиссёром и одобрена автором сценария. Но насколько точно - или лишь в самых-самых общих чертах - она соотвествует авторским замыслам, это мы узнаем только после просмотра: а) режиссёрской версии фильма на DVD, b) второй части фильма.
Tags: аллюзии, фильмы, христианство, художественная теология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments