Вы читаете ru_teologia

Previous Entry | Next Entry

Теозис и кенозис

продожение из Г. А. Гололоб
БИБЛЕЙСКИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ МОДАЛИЗМУ:

"Христиане вовсе не были поставлены перед выбором между признанием стопроцентного Бога и стопроцентного Человека. Между тем, при описании природы Христа и тем более в ее отношении к Богу нельзя было найти простого решения. Истина оказалась двойственной: в результате Воплощения что-то в Боге изменилось, а что-то нет. По этой причине пришлось прибегать сразу же к двум концепциям: учению о «теозисе» и связанному с ним преобразованию Божественной природы, и к учению о различии Личности или Личностей Бога от Его природы.

Так, с одной стороны библейское учение учит, что соединение Бога с физическим телом во Христе есть именно Воплощение, а не Преобразование (Ин. 1:14; Кол. 2:9; 1 Тим. 3:16). Этот ряд библейских данных следует воспринимать во свете того, что естественные атрибуты Бога отличаются от личностных или моральных. Бог, «став» Человеком, лишился природных Своих свойств, но сохранил личностные. Как личность человека отличается от его материального тела, так же личность Бога отличается от Его нематериальной природы.

Другой ряд библейских свидетельств связан с концепцией «кенозиса» и касается объяснения человеческих проявлений в жизни Иисуса Христа и Его причастности к человеческому роду. Учение о «кенозисе» или «уничижении» Бога не было создано церковью, а опирается на библейскую почву (Мк. 9:12; Деян. 8:33; 2 Кор. 8:9; Флп. 2:7; Евр. 2:9-10,14,18). Его понимали по-разному, но лишь признание факта Самоограничения Божественной природы и сведения ее до человеческого уровня прояснило понимание доктрины Боговоплощения.

Признание этих двух истин христологии хорошо объясняет, почему в Новом Завете Иисус Христос изображен как полноценный Бог (Ин. 10:33; 20:28; Деян. 20:28; 2 Пет. 1:1; Тит. 2:13) и полноценный Человек одновременно (Мф. 1:1; 26:39; 27:46; Ин. 8:28; 20:17; Деян. 2:22; 26:23; Рим. 8:29; Гал. 4:4; 1 Тим. 2:5; Евр. 2:10,14,17). Эти две характеристики Христа относятся к различным проявлениям Его естества: Божественность к Личности, Человечность к природе. Божественная же природа по Промыслу Божьему уступила место Человеческой природе Христа.

Как Личность Воплощенный Христос так и остался Богом, поскольку Его моральные и связанные с ними личностные качества не претерпели никаких изменений. По Своему же Естеству Он стал Человеком, поскольку сменил Божественную природу на человеческую. Таким образом христианское Воплощение не есть ни одно лишь Преобразование, ни одно лишь Вселение в человеческую природу как в сосуд, а определенное их сочетание. Природа подверглась преобразованию, а Личность вселению.

Христианское понимание Воплощения не имеет ничего общего с индуистской идеей перевоплощения или реинкарнации. Реинкарнация причиняется законом кармы (справедливости) и поэтому принуждает душу перевоплощаться бесконечное количество раз. Хотя в буддизме и некоторых современных сектах индуизма выражена попытка «разрыва кармы» и освобождения от ее необходимости, все же до этого момента душа уже имела большое количество прежних трансформаций. Христос же стал Человеком вне связи с каким-либо законом или необходимостью. Таким образом Христос воплотился, а не перевоплотился. Это Его действие единственно и неповторимо.

Христологическая доктрина занимает особую и уникальную позицию, отличающую ее как от модализма, так и от унитарианства. Исторически церковь извлекла выгоду из спора между модалистами и арианами. Он был оправдан в той мере, в которой представители этих учений оперировали отдельными тестами Писания, хотя и игнорировали все остальные. Церковь создала согласование этих с виду противоречащих друг другу текстов Библии (Христос - и Бог, и Человек одновременно), преодолев проблему совмещения во Христе бесконечных (божественных) и ограниченных (человеческих) атрибутов при помощи идеи Самоограничения Бога."


http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/mod.htm

Profile

ru_teologia
Вопросы Богословия

Latest Month

Сентябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com